"Кемеркөл аулының бастауыш мектебі" Комуналдық мемлекеттік мекемесі
Государственное учреждение «Комунальное государственное учреждение «Начальная школа села Кемерколь»

СоцСети

    

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Практический урок биологии

18.02.2018

Тема урока: Корень – орган минерального питания.

Л.р.№8.

Задачи:продолжить формирование знаний о функциях корня; сформировать понятие о

видоизменении корня как результате приспособления растения к новым условиям

существования; расширить знания о видоизменениях корней; обобщить знания о

биологическом и хозяйственном значении корней растений.

   Средства обучения:демонстрационный материал по ботанике с

изображением стержневой и мочковатой корневых систем; рельефная таблица «Зоны

корня»; коллекция муляжей корнеплодов; комнатные растения с видоизмененными

корнями (монстера с воздушными корнями, плющ с корнями-прицепками); корень

бобового растения с клубеньками; гербарии растений.

   Учащиеся должны знать: функции корня. Понятие о видоизменении

корня как результате приспособления растения к новым условиям существования.

Биологическое и хозяйственное значение корней растений.

   Уметь: характеризовать строение, функции и жизнедеятельности

корня; почву как среду обитания корней растений. Применять знания о

жизнедеятельности корня, взаимосвязи его и среды обитания для выращивания

растений. Определять видоизмененные корни.

   Организация деятельности на уроке:

Организация класса.

I.       Контроль знаний о внешнем и

внутреннем строении корня растения, о зонах корня и их размерах, о строении

клеток разных зон корня, о функциях зон корня.

  1. Фронтальный опрос.

            Рассказ

с ошибками (найдите и исправьте биологические ошибки в тексте).

       Корень — генеративный орган растения.

Все растения на Земле имеют корни. Основная функция корней - это укрепление

растения в почве, обеспечение его водой и минеральными веществами, а также

кислородом. Корни под землёй дышат кислородом, содержащемся в воздухе,

находящемся между частичками почвы. Вся совокупность корней одного растения

называется корневой системой. В корневой системе всех растений можно выделить

главный корень. В процессе прорастания семени главный корень появляется первым.

На главном корне развиваются придаточные корни, а от стебля растут боковые.

Корневая система, в которой чётко виден главный корень, называется стержневой.

Стержневая корневая система характерна для однодольных растений. Горох, фасоль,

бобы имеют стержневую корневую систему. Корневая система, в которой главный

корень не отличается от прочих, называется мочковатой. Мочковатая корневая

система характерна для большинства двудольных и некоторых однодольных растений.

      Рассказ с ошибками раздаётся в печатном виду

по одному экземпляру на парту. Ученикам даётся около пяти минут, чтобы

прочитать рассказ и исправить все ошибки. Затем происходит устная проверка

рассказа. Каждый из учеников читает по одному предложению из рассказа и

говорит, есть ли в этом предложении ошибки. Если ошибки есть, он их называет и

исправляет. Следующее предложение читает следующий ученик. Таким образом в

работе задействуется практически весь класс.

Опрос у доски по таблице.

  1. Зона деления её значение.
  2. Расскажите о зоне роста корня.
  3. Зона всасывания, роль корневых
  4. волосков в процессе всасывания.
  5. Зона проведения, восходящий ток
  6. и нисходящий ток веществ.

                             

Загадки о зонах корня.

                                    

Лезет в землю червячок,

                                    

На головке — колпачок.

                          

(Корень с корневым чехликом).

 (Три участка корня — растущий,

всасывающий и проводящий; их значение в снабжении растения водой).

III. Изучение нового материала.

1.      Роль корня в жизни растения как результат

выполняемых функций. Разнообразие функций корня.(Рассказ с демонстрацией таблиц

и гербариев растений разных природных зон).

2. Основные функции корней: питание растения, укрепление в почве и

вегетативное   размножение.(Беседа с опорой на опыт учащихся,

демонстрация таблицы «Вегетативное размножение растений»).

Дополнительная информация (рассказы учащихся). 

   Корни различных растений могут проникать на различную глубину,

чтобы добраться до воды. Учёные используют это значение при обнаружении воды в

засушливых районах. Кусты ивы, лоха свидетельствуют о том, что вода находится

на глубине не более 1,5 м, заросли чия указывают, что до воды — 1,5 - 3 м,

а ковыль и полынь растут над слоями почвы, находящимися на глубине 5 — 10 м.

Корни растений всасывают вместе с водой соли металлов. Они накапливаются в

коре, листьях и цветах. причём по окраске цветов некоторых растений можно

узнать о залежах полезных ископаемых, так у эмальции калифорнийской, если она

растёт на месторождениях цинка, распускаются жёлтые цветы, а на месторождениях

меди — синие. Железо окрашивает листья полыни в ярко — жёлтый цвет.

 Литература: «Эта занимательная ботаника». Составитель Боброва

Н.Г., страница 14.

 

                                                    

              Это

интересно...

      На каждом гектаре почв, занятом бобовыми

растениями, имеющими на корнях клубеньки, фиксируется от 100 до 250 кг

атмосферного азота.

     Установлено, что в золе некоторых растений

засушливых местностей (Например, в полыни) содержится в 40 — 150 раз больше

золота, чем в почве.

 

Немного истории... 

     В 1629 г., голландским естествоиспытателем Я. Ван

Гельмонтом (1579 — 16440) были проведены опыты по корневому питанию растений.

Это была первая работа в области физиологии растений.

     В 1929 г., в калифорнийском университете впервые

был применён метод водных культур для промышленного выращивания овощей —

гидропоника.

 

Самые — самые... 

    Самые длинные корни — 120 м — у дикого инжира, растущего

вблизи пещеры Эхо в восточном Трансваале (ЮАР). В 1950 г., было сообщение из

Шотландии о корнях вяза длиной, как минимум, 110 м.

   Самые глубокие корни имеют пустынные растения. корневая

система кустарника пропописа серёжкоцветного, или мескита, достигает глубины

более 50 м, у верблюжьей колючки — 20 м.

 

   3. Отложение запасных питательных веществ.

      Корнеплоды и корневые шишки.

Обеспечение плодородия почвы. (Беседа с элементами рассказа о биологическом и

хозяйственном значении корнеплодов; демонстрация коллекции

муляжей                                                   

   4. Многообразие видоизменений корней как результат перехода

растений в новые условия окружающей среды. (Самостоятельная работа с текстом и

рис. 39 на странице 59 учебника; беседа).

   IV. Закрепление знаний о функциях корня и их значении; о

видоизменениях корней и их значении в жизни растений.

     Работа с записями.

Функции корня. 

1. Почвенное питание растений — всасывание воды и минеральных веществ.

2. Укрепление растения в почве.

3. Вегетативное размножение (корневыми отпрысками).

4. Запасающая (в виде крахмала, сахаров - у моркови, редьки, свеклы,

редиса - в утол- 

     щённом главном корне — корнеплоде; в толстых

придаточных корнях — корневых

     шишках — у георгина, батата).

5. Добавление питательных веществ — пища другим организмам.

6. Обеспечение плодородия почвы.

7. Синтез витаминов, гормонов.

8. Симбиоз с грибами (корни деревьев) и клубеньковыми бактериями

(корни бобовых

     растений).  

                                                 

   Заполнение схемы

            

            

Видоизменения корней

 

Корнеплоды (морковь, редис, репа, свекла и др.) 

 

Корневые шишки (георгин, батат и др.)

 

Корни-прицепки (плющ, монстера и др.)

 

Ходульные корни (панданус и др.)

 

Столбовидные надземные корни, или корни-подпорки (фикус бенгальский

– баньян и др.)

 

Воздушные корни (орхидеи, бромелиевые, некоторые папоротники и др.)

 

Втягивающие корни (луковичные, клубнелуковичные

– крокус)

 

Досковидные

корни (деревья тропического леса)    

 

Самостоятельная работа с рубриками.

       «Какие утверждения верны?» и

«Дополните фразы, правильно выбрав ответ» § 15; само-контроль знаний о корне

учащимися.  

 

V. Подведение итогов урока, выставление оценок.

    

VI. Домашнее задание: изучить § 14 учебника, выполнить задания

 

 

 

Просмотров: 629


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст